НА УРОКЕ
***
(Женечке 8 лет)
— Женечка, целая нота считается так:
«Раз и, два и, три и, четыре и.» Делим, целую ноту пополам,
получаем две половинные ноты. Одна из этих половинных нот,
как будет считаться?
— Она будет считаться – не целой нотой!
Мда… Шамилыч, попробуй – возрази.
***
— Олежек! Как ты умудряешься играть восемь
одинаковых по длительности нот – неровно?
Играй и считай каждую ноту так:
«Раз – два – три – четыре – пять – шесть — семь – восемь.»
Пожалуйста!
— Со слухом всчёт?
Нет, Олег – со счётом вслух!
Олег играет и считает:
«Раз – два – три – че – ты – ре – пять – шесть.»
— Ты сколько нот сыграл?
— Восемь!
— А посчитал?
— Тьфу, ты…
— Пожалуйста, сначала!
Повторяется то же самое, причём несколько раз. Олег нервничает,
даже чертыхается… Не может понять в чём дело…
Мне – смех в усы, Олегу – поиск!
***
Раскрываю перед Ильдаром ноты нового произведения,
в которых одно-единственное слово по-русски – «ТЕМА».
Знакомлю с терминами:
— «Poco, a poco accelerando». Повтори.
— «Poco, a poco accelerando».
— Значит – постепенно ускорять!
«Rallentando». Повтори.
— «Rallentando».
— Значит – расширять, замедлять.
А здесь что написано?
(На русском языке было написано «Тема»)
Ильдар, взволнованно: « Т-э-э-ма!»
P.S. «А пуркуа бы ни па?!»
***
(Симпатичной Наташе 15 лет. Я тогда носил бороду)
— Наташа, тема сегодняшнего урока – «Басы».
С чем в твоей жизни ассоциируются басы?
— ?
— Тебе непонятно слово «ассоциируются»?
— Да!
— Подари, пожалуйста, мне свой карандаш… Спасибо!
Так вот, когда бы я ни посмотрел на этот карандаш, я буду
Всегда вспоминать о том, что мне его подарила славная девочка Наташа.
Значит, этот карандаш у меня ассоциируется с Наташей, понятно?
— Да!
Пою: «На земле весь род людской…»
— Ассоциируется с басами?
— Да!
— Поп поёт – «Господи поми-и-илуй…»
— Ассоциируется с басами?
— Да!
— Туба играет – «Туп-туп… туп-туп…»
— Ассоциируется с басами?
— Да!
— Так всё это и есть – басы…
Конец урока. Для закрепления пройденного материала.
— Наташа, когда-нибудь мы расстанемся. С чем у тебя будет
Ассоциироваться встреча с каким-нибудь бородатым дяденькой?
Наташа (весьма уверенно): — С басами!
Мда… А мне бы хотелось… Впрочем, мало ли чего нам хочется!..
***
(Ирочке 12 лет. Худенькая. Под глазами «синячки». Красивенькая правда.
В школе отличница. «Тянет» общественную нагрузку, дабы получить в конце учебного года
Путёвку в лагерь отдыха «Артек». Два раза в неделю занимается с преподавателем по классу фортепиано, один раз в неделю – с преподавателем по гитаре. Воспитывает бабушка.)
— Ирочка, здесь ты играешь не так…
— Да, да, да!
— А вот здесь – надо бы так…
— Да, да, да!
— А вот…
— Да, да, да!
— А почему ты всегда со мною соглашаешься?
— Потому, что учитель — всегда прав!
— Ну хорошо, а вот здесь – ты знаешь, как тебе надо сыграть?
— Знаю!
— Вот как?! Ну, так как же?
— С чувством, с толком, с расстановкой!!!
С детских лет слышу это выражение, до сих пор его не понимаю.
***
— Андрюша, я устал повторять одно и то же!
Держи и не снимай третий палец, весь такт!
Над чем мы работаем?
— Над ритмом!
— Ну, так ты держи палец, а я буду тебе считать.
То, чего не умеешь делать ты, сделаю для тебя я, а то,
что ты можешь – сделай для себя сам!
Вдруг подумал: «О, Господи! Как элементарно:
«Вы отодвиньте камень, а Я буду воскрешать Лазаря!»